Пятница, 22.09.2017, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №17 Курского муниципального района Ставропольского края

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Ноябрь » 21 » К вопросу о происхождении казачества.
12:37
К вопросу о происхождении казачества.

В истории Российского государства нельзя обойти вниманием такое явление, как казачество. Но, хотя исследователями были проделаны большая работа по изучению проблемы казачества, все равно остается больше вопросов, чем ответов на них.

В советской историографии преобладающей была теория, согласно которой предками казаков были свободолюбивые русские люди, в основном крестьяне, бежавшие от феодально-крепостнического гнета за границы Русского и Польско-Литовского государства в XVI-XVII вв. Эту миграционную теорию происхождения казачества впервые высказал В.Б.Броневский. Его миграционная теория получила дальнейшее развитие в работах отечественных ученых XIX века. Однако некоторые ученые обращали внимание на замалчивание сведений русских летописей о существовании казаков в период Золотой Орды, о присутствии их в войсках московских князей. Миграционная теория объясняет расселение казаков по границам России начиная со второй половины XVI-XVII веков. Это связано с усилением центральной власти, прикреплением крестьян к земле, и усилением феодально-крепостнического гнета крестьян. Все это заставляло бежать крестьян и посадских людей куда глаза глядят, от ненавистных хозяев. Это позволяет сделать вывод, что согласно миграционной теории казачество появилось во второй половине XVI-XVII веков. Однако миграционная теория, несмотря, на исторические факты и логику построения, не может ответить на ряд вопросов. Сторонники данной теории не обратили внимание на некоторые обстоятельства практического характера. Те крестьяне и посадские люди, которые бежали за пределы государства во второй половине XVI века естественно не обладали воинскими навыками и не имели боевого оружия. Тогда как в это время запорожские и донские казаки обладали высокой военной культурой, владели разнообразной тактикой ведения боевых действий: умели сражаться конно, пешими, в поле, на воде, брать штурмом города-крепости. За относительно короткий промежуток времени выработать такую военную культуру крайне сложно. Еще в XVII в. В Российской историографии была распространена теория автохтонного, то есть коренного происхождения казачества. Впервые ее высказавший Г.З. Байер доказывал, что предки казаков жили в Черкессии и были подчинены тмутараканским  князем Мстиславом Владимировичем в XI веке. Позже казаки стали принимать в свой состав беглецов из России. Профессор В. Танищев придерживался мнения, что запорожские казаки были потомками кавказских черкес (черкас). Генерал-лейтенант А. Ригельман, собиравший материал по истории, казаков, полностью разделял мнение В. Танищева. Он отмечал, что казаки считали, они не русские люди, а происходящие от черкесов и других горских людей, но обрусевшие. ,,Кто же ,,москалями” назовет, тем отвечали: ,,Я не москаль, а русский, и то по закону и вере православной, а не по природе”. В 80-х годах прошлого профессор П. Голубовский доказывал ,,бродницкую” теорию происхождения казаков. В основе ее лежит факт проживания бродников с незапамятных времен на Нижнем Дону.

Теорию о том, что бродники являлись непосредственными предками казаков развивали В.В. Маврозин и А.И. Попов. А.Н. Гумилев и некоторые другие исследователи пытались выяснить этнические корни самих бродников. Гумилев считал их прямыми потомками древних православных хазар, косог (адыгов) и алан (осетин). Летописец повествует о том, что в битве на реке Калка в 1223 году бродники-христиане сражались на стороне монголов против русско-половецкого войска. Рассматривая влияние Золотой Орды на формировании казачества А. Гордеев высказывал предположение, что выселенные тмутараканским князем князем Мстиславом с Северного Кавказа черкесы (ясы), смешанные с остатками кочевых орд печенегов, берендеев, а также бродники и часть русского населения включались в легкую конницу, монгольского войска. Кстати, термин ,,вольница” происходит от татарского слова ,,казак”. После распада Золотой Орды, отряды этой легкой конницы под названием казаки оказавшиеся на границах русских княжеств, постепенно стали сливаться с русским народом.

Анализируя аргументы сторонников миграционного и автохтонного концепции происхождения казачества, вторая теория т.е. автохтонная более предпочтительная, если учесть, что история не знает того, что народ стоящий на порядок выше в своем социально-экономическом и культурном развитии, вдруг, разом нарядился в национальный костюм завоеванной ими же туземцев. Процесс формирования казачества не был единовременным, поэтому необходимы дальнейшие археологические и этнографические исследования, позволяющие увидеть динамику зарождения казачьего этноса, внутреннюю логику его развития.

Я приглашаю современных казаков провести дружескую полемику по становлению истории казачества. Я черкес, и имею по закону и вере православной, и по природе, гордо причислить себя к казачьей вольности. А как думают на этот счет казаки?

          Дмитрий Мамуков-учитель истории Серноводской школы.

 
Просмотров: 195 | Добавил: Асият | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Госуслуги
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930